Федор Никитич Романов, боярин, впоследствии
патриарх всея Руси под именем
Филарет, старший сын предыдущего.
Принято считать, что он родился от второго брака Никиты Романовича,
между 1554 и 1660 г., но некоторые полагают его сыном первой
жены и относят его рождение приблизительно к 1550 г.
В детстве он получил хорошее образование и научился даже латинскому
языку по собранию латинских речений, написанных для него славянскими
буквами одним англичанином. Двоюродный дядя царя Феодора, любознательный
и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединявший
любовь к книгам с любовью к развлечениям и нарядам, он играл
в молодости видную роль, пользуясь одинаковой популярностью
и у соотечественников, и у иностранцев.
Он женился на дочери бедного костромского дворянина
Ксении
Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из
всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство.
В 1586 г. Федор Никитич упоминается как боярин и наместник нижегородский,
в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на
Швецию, в 1593-94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры
с послом императора Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой
в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических
дел, касающихся Федора Никитича и рисующих влиятельное положение
его среди московского боярства. По смерти царя Феодора народная
молва называла Федора Никитича ближайшим законным преемником
престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью
прямо назначил его своим преемником. Б
орис Годунов, сев на царство,
оправдывался перед ним ссылкой на народное избрание и давал
ему клятву держать его главным советником в государственном
управлении. Были ли у самого Федора Никитича планы на воцарение,
неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет
в царском одеянии, с подписью "царь Федор Микитич Романов".
Как бы то ни было, он подписался под избирательной грамотой
Бориса. В 1601 г., во время разгрома фамилии Романовых Борисом
Годуновым, Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарета
и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженная
под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний
сын Михаил и дочь заточены на Белоозере с теткой Настасьей Никитичной.
Жизнь Филарета в монастыре была обставлена очень сурово: пристава
пресекали всякие сношения его с окружающим населением и изнуряли
его грубым соглядатайством и мелочными применениями, жалуясь
в то же время в Москву на его крутой и запальчивый нрав. С появлением
в 1605 г. известий о движениях Лжедмитрия в настроении Филарета
была замечена резкая перемена: он повеселел и громко стал высказывать
надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июня 1605 г.
Лжедмитрий возвел Филарета в сан ростовского митрополита. Кажется,
Филарет редко наезжал в свою митрополию, проживая с тех пор
большей частью в Москве. По воцарении Василия Шуйского Филарет
ездил в Углич открывать мощи Дмитрия Царевича. В 1609 г. Ростов
подвергся нападению тушинцев; Филарет, запершийся с народом
в соборе, был схвачен и после различных поруганий с бесчестием
отправлен в Тушино. Однако Тушинский вор по мнимому своему родству
с Филаретом назначил его патриархом всея Руси. В качестве нареченного
патриарха Филарет рассылал грамоты по церковным делам в области,
признававшие власть Тушинского вора, а после бегства вора в
Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем
о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда
Рожинский в марте 1610 г. сжег Тушино, отряд польских тушинцев,
отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с
собой и Филарета. Только по разбитии этого отряда русским войском
Филарет получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского
Филарет по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы
наиболее влиятельных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным
в посольство к Сигизмунду для заключения договора о вступлении
на русский престол королевича Владислава. 7 октября послы приехали
под Смоленск. Переговоры, затянувшиеся до 12 апреля, не привели
ни к чему, а после получения известия о приближении к Москве
ополчения Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы.
Филарет пробыл в плену у поляков до 1619 г., проживая в доме
Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Федоровича
был предрешен вопрос об избрании Филарета в патриархи. Еще до
возвращения Филарета из плена он именовался в правительственных
актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским,
а всея Руси. После Деулинского перемирия 1 июня 1619 г. на р.
Поляновке, за Вязьмой, совершился размен пленных; Филарет был
обменен на польского полковника Струся. 14 июня Филарет въехал
в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась
на Москве народная песня, посвященная этому событию. Через несколько
дней собор русского духовенства предложил Филарету сан патриарха,
и 24 июня Филарет был посвящен. С саном патриарха Филарет совместил
сан великого государя, чем поднял до высшей степени государственное
значение патриархата. Установилось настоящее двоевластие: царь
и патриарх оба писались государями; правительственные дела решались
обоими государями, а иногда Филарет решал их единолично, даже
без ведома царя. В качестве правителя Филарет показал себя крутым,
властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие
людей, приблизившихся в его отсутствие к трону его сына, подверг
опале
Салтыковых, самовольно отдаливших от царя его невесту
Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос
о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву
выборных людей от духовенства, дворянства и посадских людей
для подачи заявлений о местных нуждах населения. Он руководил
дипломатическими сношениями и, между прочим, составил "тайнопись",
т. е. шифр, для дипломатических бумаг. Патриаршая деятельность
Филарета состояла в энергичной охране чистоты православия, в
развитии печатания богослужебных книг и в реформе церковной
администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства
и нравственной распущенности выразилось в мерах, принятых против
кн. Хворостинина, в распоряжениях о прекращении кулачных боев,
развратных скопищ, четверобрачия, некоторых языческих обрядов
(кликания коляды, овсеня), в грамотах сибирскому архиепископу
и Соловецкому монастырю о пороках и непорядочной жизни мирян
и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православия
Филарет за отсутствием богословского образования переходил границы
необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещивания обращающихся
в православие латинян и в 1620 г. на соборе духовенства осудил
мнение крутицкого митрополита Ионы, находившего в этих случаях
достаточным совершение одного миропомазания. Тогда же Филарет
установил перекрещивание белорусов, выходящих из Польши и Литвы,
хотя бы они и считались там православными. В 1627 г. по приказанию
Филарета сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона
Ставровецкого, не содержавшее в себе, в сущности, ничего еретического,
и начаты гонения на литовские книги, обращавшиеся в русских
церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентия Зизания
Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений
и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей
и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Филарет
уделял много внимания. В самом начале своего правления Филарет
по представлению патриарха Иерусалимского Феофана возбудил пересмотр
дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго
перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем
в молитве на Богоявление. Собор в присутствии Филарета, Феофана
и государя оправдал справщиков, и по получении разъяснительных
грамот от других патриархов прибавка: и огнем была окончательно
вычеркнута из Требника. В 1620 г. Филарет возобновил типографию
на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение
("правильню") для работ справщиков, а также положил
начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав
распоряжение о доставлении туда из городов древних харатейных
книг. Московская типография при Филарете выпустила много изданий
— все 12 миней месячных и ряд богослужебных книг, причем некоторые
издания были свидетельствованы самим Филаретом. При печатании
обращалось много внимания на исправление текста, для чего Филарет
привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты
с древними славянскими рукописями, а в некоторых (редких) случаях
— и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри
и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание,
без прибыли, а в Сибирь — безвозмездно. В 1622 г. Филарет издал
"Сказание действенных чинов св. соборныя церкви Успения
св. Богородицы", т. е. устав для отправления праздничных
богослужений и церковных торжеств, а также "Поучение великого
господина на доставление митрополитам, архиепископам и епископам";
ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам,
игуменам и священникам" и "Поучение игуменьям".
Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов
к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом
монастыре греко - латинское училище, порученное Арсению Глухому.
В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха
Иосиф был оставлен Филаретом в Москве для перевода книг и для
устройства греческой школы. Важный след оставила деятельность
Филарета в области церковного управления. Двор патриарха устроился
при нем совершенно по образцу двора государева; организовался
класс патриарших дворян и детей боярских, верстаемых поместными
окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками
и царскими пожалованиями. Власть патриарха над населением этих
вотчин была расширена царской грамотой 20 мая 1625 г., которой
уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей
и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить
и ведать духовное и крестьянское население этой области во всяких
делах, кроме татьбы и разбоя. Управление патриаршей областью
облекается при Филарете в правильные формы, аналогичные светским
государственным учреждениям. Возникают патриаршие приказы: 1)
судный, или разряд — для судебных дел, 2) приказ церковных дел
— до делам церковного благочиния, 3) казенный — ведающий сборы
с духовенства и 4) дворцовый — заведовавший хозяйством патриарших
вотчин. В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и
подьячими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичная устроительная
деятельность Филарета не ограничивалась одной патриаршей областью.
Во всем государстве производились подробные описания церковных
и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных
грамот, выданных монастырям, новые пожалования их землями. В
1620 г. открыта новая Тобольская епархия. При Филарете состоялась
канонизация двух святых — Макария Унженского (1619) и Авраамия,
еписк. Чухломского и Галицкого (1621), а также присылка в 1625
г. персидским шахом части Господней ризы, которая была поставлена
в ковчеге в Успенском соборе. При Филарете возобновились прерванные
в эпоху смуты сношения Москвы с греческой и восточными православными
церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей
духовенства этих церквей. Филарет скончался 1 октября 1633 г.,
имея около 80 лет от роду.