Rambler's Top100
БЫЛОЕ  РОССИИ
Главная / Былое России / Фамилии / Сумароковы
Фамилии

Сумароковы
дворянский и графский род

Сумароковы - русский дворянский и графский род, происходящий, по сказаниям старинных родословцев от Левиса, выехавшего, будто бы, из Швеции к великому князю Василию Дмитриевичу и принявшего крещение с именем Иуды. Вероятнее, что род Сумароковых происходит из Литвы (где доныне существует фамилия Суморок), ибо о Сумароковых упоминается в духовном завещании 1498 г. князя И.Ю. Патрикеева, потомка Гедимина.

Семейка Сумароков был дьяком судных дел (1586), Иван Никитич Сумароков - воеводой в Юрьеве-Ливонском (1579).

Со второй половины XVII в. Сумароковы, служившие до того "по городам", начинают появляться в стольниках, стряпчих и т.п.

Петр Панкратьевич Сумароков (1692-1766) был главным судьей в канцелярии конфискации (1753). Его сыном был Александр Петрович Сумароков - известный писатель.

Племянником писателя был Павел Иванович Сумароков (ум. в 1846), также писатель, имевший сына Сергея Павловича Сумарокова (1793-1875), генерала от артиллерии, возведенного в 1856 году в графское Российской империи достоинство. Сергей Павлович от брака с Александрой Павловной (ум. в 1847), маркизой Маруцци, имел дочь графиню Елену Сергеевну Сумарокову (1829-1901), которая была женой Феликса Николаевича Эльстона (1820/27-1877), получившего разрешение принять титул графа Сумарокова-Эльстон. Их сын граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856-1928) был, в свою очередь, женат на последней в роде князей Юсуповых - княжне Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939) и имел от нее сына - известного князя Феликса Феликсовича Юсупова (1887-1967), графа Сумарокова-Эльстон.

Петр Спиридонович Сумароков (1709-1780) в 1730 г. был послан Ягужинским в Митаву к Анне Иоанновне для предупреждения о замыслах верховников; позже был обер-шталмейстером и сенатором.

Из другой отрасли Сумароковых происходил Василий Сергеевич Сумароков (ум. в 1896), бывший директором департамента железных дорог в министерстве путей сообщения.

Род Сумароковых внесен в VI ч. родословных книг Костромской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, Калужской и Тульской губерний (Гербовник, I, 82 и XII, 82).


Существовали еще Сумароковы, связь которых с предыдущим родом не выяснена.


Литература  
  • Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Ч. I-IV. - Санкт-Петербург, типография Э. Веймара (1854, 1855, 1856), типография III Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии (1857).
  • Руммель В.В., Голубцов В.В. Родословный сборник русских дворянских фамилий. Т. I-II. - Санкт-Петербург, издание А.С. Суворина. - 1886, 1887.
  • Родословная книга князей и дворян российских ("Бархатная книга"). - Ч. I-II. М., 1787. Издание Н.И. Новикова.
  • Петров П.Н. История родов русского дворянства. Т. 1-2. СПб., 1885-1886 (переиздание в 2-х томах в Москве в 1991).
  • Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - Санкт-Петербург.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Генеалогия  
  • Предки графини Елены Сергеевны Сумароковой (горизонтально, до 5-го поколения)

    Предки Елены Сергеевны Сумароковой

    До 5-го поколения.
                       +-- Петр Панкратьевич Сумароков 1692-1766
                  +-- Иван Петрович Сумароков
                  |    +-- Прасковья Михайловна Приклонская +1784
             +-- Павел Иванович Сумароков 1767-1846
             |    +-- ? ?
        +-- Сергей Павлович Сумароков 1793-1875
        |    |         +-- Михаил Васильевич Голицын 1702-1749
        |    |    +-- Василий Михайлович Голицын 1731-1797
        |    |    |    +-- Евдокия Михайловна Щербатова 1703-1768
        |    +-- Мария Васильевна Голицына 1769-1853
        |         |    +-- Алексей Данилович Татищев 1697-1760
        |         +-- Мария Алексеевна Татищева 1735-1801
        |              +-- Настасья-Марья Нефедьевна Кудрявцева 1708-1737
    -- Елена Сергеевна Сумарокова 1829-1901
        +-- Александра Павловна Маруцци +1857

  • Предки графини Елены Сергеевны Сумароковой (по поколениям, до 7-го поколения)

    Предки Елены Сергеевны Сумароковой

    До 7-го поколения.

    • Поколение 1
      • 1 - Елена Сергеевна, графиня Сумарокова 1829-1901
    • Поколение 2
      • 2 - Сергей Павлович, граф Сумароков 1793-1875
      • 3 - Александра Павловна, маркиза Маруцци +1857
    • Поколение 3
      • 4 - Павел Иванович Сумароков, губернатор Витебской губернии 1767-1846
      • 5 - Мария Васильевна, княжна Голицына 1769-1853
    • Поколение 4
      • 8 - Иван Петрович Сумароков, егермейстер
      • 9 - ? ?
      • 10 - Василий Михайлович, князь Голицын 1731-1797
      • 11 - Мария Алексеевна Татищева 1735-1801
    • Поколение 5
      • 16 - Петр Панкратьевич Сумароков 1692-1766
      • 17 - Прасковья Михайловна Приклонская +1784
      • 20 - Михаил Васильевич, князь Голицын 1702-1749
      • 21 - Евдокия Михайловна, княжна Щербатова 1703-1768
      • 22 - Алексей Данилович Татищев, генерал-аншеф 1697-1760
      • 23 - Настасья-Марья Нефедьевна Кудрявцева 1708-1737
    • Поколение 6
      • 32 - Панкратий Богданович Сумароков 1650-1730
      • 33 - Наталья Никитична Зиновьева
      • 34 - Михаил Иванович Приклонский 1652-1724
      • 35 - Екатерина Ивановна Колычева
      • 40 - Василий Борисович, князь Голицын 1681-1710
      • 41 - Анна Алексеевна Ржевская 1680-1705
      • 42 - Михаил Юрьевич, князь Щербатов 1677-1738
      • 43 - Ирина Семеновна, княжна Сонцова-Засекина
      • 44 - Данило Михайлович Татищев, воевода 1660-/1736
      • 45 - Ульяна Андреевна Леонтьева ca 1670-1737/
      • 46 - Нефедий И. Кудрявцев, генерал-майор +1774
      • 47 - ? ?
    • Поколение 7
      • 64 - Богдан Дмитриевич Сумароков
      • 65 - ? ?
      • 66 - Никита Дмитриевич Зиновьев
      • 67 - ? ?
      • 68 - Иван Богданович Приклонский +1659/
      • 69 - Наталья Степановна Радилова
      • 80 - Борис Алексеевич, князь Голицын 1654-1714
      • 81 - Мария Федоровна, княжна Хворостинина 1651-1723
      • 82 - Алексей Иванович Ржевский, окольничий ca 1638-1690
      • 83 - Анна Игнатьевна N +1704
      • 84 - Юрий Федорович, князь Щербатов +1737
      • 85 - ? ?
      • 86 - Семен Юрьевич, князь Сонцов-Засекин
      • 87 - Татьяна Васильевна Козина
      • 88 - Михаил Юрьевич Татищев, боярин 1620-1701
      • 89 - Авдотья Максимовна N

    Всего: 43 персоны

     


Представители рода  
  • Александр Петрович Сумароков, писатель

    Александр Петрович Сумароков - известный писатель. Родился в 1718 году, в Финляндии, близ Вильманстранда.

    Отец его, Петр Панкратьевич Сумароков, крестник Петра Великого, был человеком по тому времени образованным, в особенности по части литературы, и принадлежал к искренним сторонникам реформаторской деятельности Петра. По заключении Ништадского мира он сам занялся воспитанием своих детей и пригласил к ним иностранца Зейкена (бывшего одно время учителем императора Петра II) для преподавания "общей словесности".

    В 14 лет Сумароков был отдан в сухопутный Шляхетный корпус, только что устроенный по прусскому образцу Минихом. Здесь Сумароков вскоре выделился серьезным отношением к научным занятиям и в особенности влечением к литературе.

    Первыми произведениями Сумарокова, написанными еще в корпусе, были переложения псалмов, любовные песни и оды; образцами для них служили французские поэты и вирши Тредьяковского. Систематического знакомства с французской литературой у Сумарокова не было; даже Расина он прочел уже по выходе из корпуса. Воспитанники корпуса читали друг другу свои сочинения и переводы. Из них Сумароков образовал "общество любителей российской словесности"; в числе участников его были известные впоследствии И.П. Елагин, И.И. Мелисисно, А.П. Мельгунов.

    Сочиненные Сумароковым в это время сентиментальные песни были положены на музыку Белиградским и имели большой успех даже при дворе. К этому же времени относятся и первые драматические опыты Сумарокова. Впечатления театра были знакомы Сумарокову еще в раннем детстве; по его словам, когда ему не было еще и двенадцати лет, он "бывал на комедиях", исполнявшихся заезжими актерами-немцами.

    Не заявив, по окончании ученья, желания служить в полку, Сумароков был сначала причислен к военной канцелярии графа Миниха, с званием адъютанта, затем продолжал службу у графа Г.И. Головкина и графа А.Г. Разумовского; и дослужился до чина бригадира. Служба при графе Разумовском доставила Сумарокову возможность бывать в высшем обществе столицы и привела к знакомству с наиболее выдающимися лицами того времени. Но честолюбие Сумарокова было направлено в иную сторону: он неутомимо работал на литературном поприще.

    В октябре 1747 г. Сумароков обратился к президенту канцелярии Академии Наук, брату своего начальника, графу К.Г. Разумовскому, с просьбой о разрешении напечатать трагедию "Хорев". Уже в этом прошении определенно высказана мысль об общественном значении его авторства: "к тому, чтоб она была напечатана, - говорит Сумароков, - меня ничто не понуждает, кроме одного искреннего желания тем, чем я могу, служить моему отечеству". Трагедия была напечатана в том же году. Успех, выпавший на ее долю, содействовал распространению в русском обществе более правильного взгляда на театральное искусство и оказал несомненное влияние на основание постоянного русского театра.

    Приглашению в Петербург знаменитой ярославской труппы предшествовала постановка пьес Сумарокова в корпусе и во дворце: в 1750 г., кроме "Хорева" - трагедии "Гамлет", "Синав и Трувор", "Артистона", комедий "Чудовищи", "Трессотиниус", в 1751 г. - "Семира"; актерами являлись кадеты. Существование театра было упрочено указом императрицы Сенату 30 августа 1756 г., и тогда же Сумароков был определен директором его. Для облагорожения в глазах малообразованной публики звания актеров он выхлопотал последним дворянское отличие - право носить шпагу. Иногда придирчивый в своих требованиях, он с любовью следил за развитием талантов и навыков к сцене и был искренним другом талантливейших представителей своей труппы; известна, например, его трогательная элегия на смерть Шумского и Троепольской.

    Несмотря на недоброжелательство литературных противников Сумарокова, старавшихся подорвать значение Сумарокова как драматурга, слава его росла с каждым новым произведением. Постоянный театр, с актерами, смотревшими на сцену, как на свое единственное и высокое призвание, дал новую пищу творчеству Сумарокова, встречавшему, притом, неизменное одобрение со стороны императрицы. Продолжая работать для театра, он в то же время писал многочисленные оды, элегии, басни, сатиры, притчи, эклоги, мадригалы, критические статьи и т.д., стараясь завоевать прочное положение во всех родах и видах русской литературы. В 1759 г. Сумароков основал журнал "Трудолюбивую пчелу", наполнявшийся большей частью произведениями своего издателя. Он имел успех, но скоро прекратился по недостатку средств.

    В 1755 г. Сумароков поставил на сцену первую русскую оперу "Цефаль и Прокриса", музыка к которой была написана в лирическом духе придворным капельмейстером Арайя. К 1757 г. относится драма Сумарокова "Пустынник", к 1758 г. - трагедия "Ярополк и Димиза", где двое из действующих лиц носят имена "Крепостата" и "Силотела", по-видимому, имевшие целью сообщить трагедии отсутствовавший в ней национально-исторический колорит. Квази-исторические сюжеты имеют и следующие трагедии Сумарокова: "Вышеслав" (1768), переносящий действие в языческую старину Новгорода, "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). К 1768 г. относятся комедии Сумарокова "Опекун", "Лихоимец", "Три брата совместники", "Ядовитый", "Нарцис", к 1769 г. - "Пустая ссора", "Рогоносец по воображению", "Мать совместница дочери".

    Сумароков сочинял и балеты, в которые вводил драматический элемент и намеки на современные события. Изящные декорации, музыка, пение, фантастическая обстановка - все это обеспечивало успех таким аллегорическим пьесам Сумарокова, как "Новые лавры" (на победу над Фридрихом 1759 г.) или "Прибежище добродетели", или таким операм, как "Альцеста" (1759), с музыкой Раупаха. Быстрота, с которой Сумароков создавал свои произведения, может быть охарактеризована его пометкой на комедии "Трессотиниус": "зачата 12 генваря 1750 г., окончена генваря 13-го 1750".

    Крайне самолюбивый и строптивый нрав Сумарокова служил источником бесконечных ссор и столкновений, даже с ближайшими его родными. Подорвать литературный авторитет Сумарокова врагам его не удавалось, но в отношениях к нему многих лиц из высшего и литературного круга было немало несправедливого. У вельмож его дразнили и потешались его бешенством; Ломоносов и Тредьяковский донимали его насмешками и эпиграммами. Они жестоко напали на И.П. Елагина, когда тот в своей "сатире на петиметра и кокеток обратился к Сумарокову в таких выражениях: "Наперсник Буалов, российский наш Расин, // Защитник истины, гонитель, бич пороков".

    Сумароков, со своей стороны, не оставался в долгу: в своих "вздорных одах" он пародировал высокопарные строфы Ломоносова, а Тредьяковского изобразил в "Трессотиниусе", в лице тупого педанта, то читающего неуклюжие и смешные стихи, от которых все бегут, то рассуждающего о том, какое "твердо" правильнее - о трех ли ногах или об одной. Противниками Сумарокова на литературном поприще были еще Эмин и Лукин, но Херасков, Майков, Княжнин , Аблесимов склонялись перед его авторитетом и были его друзьями.

    С цензурой Сумароков вел постоянную борьбу. В большинстве случаев непримиримость Сумарокова объяснялась его неуклонным стремлением к истине, как он ее понимал. С сильнейшими вельможами своего времени Сумароков так же спорил и горячился, как и со своими собратьями по перу, и ни шутом у них, ни льстецом не мог быть уже по самой своей натуре. Отношения Сумарокова к И.И. Шувалову были проникнуты искренним и глубоким уважением. Сумароков управлял театром не особенно долго: из-за каких-то в точности неизвестных столкновений с артистами и недоразумений или, вернее, интриг, Сумароков был в 1761 г. уволен от звания директора театра.

    Хотя это не охладило в нем страсти к сочинительству, но он был очень огорчен и с особенной радостью встретил воцарение Екатерины II. В похвальном слове, написанном по этому поводу, он в сильных выражениях нападал на невежество, укрепленное пристрастием и силой, как на источник неправды в жизни; он умолял государыню исполнить то, что смерть помешала исполнить Петру Великому - создать "великолепный храм ненарушимого правосудия". Императрица Екатерина знала и ценила Сумарокова и, несмотря на необходимость подчас делать этой "горячей голове" внушения, не лишала его своего расположения. Все сочинения его печатались на счет Кабинета.

    Любопытно и для характеристики времени и нравов, и для определения взаимных отношений Сумарокова и императрицы, дело его с содержателем московского театра Бельмонти, которому он запретил играть свои произведения. Бельмонти обратился к главнокомандующему Москвы, фельдмаршалу графу П.С. Салтыкову, и тот, не вникнув хорошенько в дело, разрешил ему играть произведения Сумарокова. "Мои трагедии, - писал по этому поводу Сумароков, - моя собственность... Я уважаю фельдмаршала, как знаменитого градоначальника древней столицы, а не как властелина моей музы; она не зависит от него. По чреде, им занимаемой, я его почитаю; но на поприще поэзии я ставлю себя выше его". Вместе с тем Сумароков пожаловался императрице на Салтыкова. "Вы лучше всех знаете, - отвечала ему Екатерина, - какого уважения достойны люди, служившие со славой и убеленные сединами. Вот почему советую вам избегать впредь подобных прений. Таким образом вы сохраните спокойствие души, необходимое для произведений вашего пера, а мне всегда приятнее будет видеть представление страстей в ваших драмах, нежели в ваших письмах".

    Этот ответ немало подбавил горечи к последним годам жизни Сумарокова, омраченной периодами тяжкого запоя. Враги смеялись над ним, дирекция театра отказывала ему в праве иметь бесплатное место на представлениях его пьес; сочинения его перепечатывались с целью искажения. Богач Демидов преследовал его по долговому обязательству в 2000 руб. и забавлялся его стесненным положением, требуя уплаты не только капитала, но и неустойки за просрочку.

    Не был счастлив Сумароков и в семейной жизни. Он был женат три раза. Из четырех сыновей один умер в молодости; трое других утонули, стараясь спасти друг друга. С 1771 г. Сумароков жил то в Москве, то в деревне, изредка наезжая в Петербург, по делам или по вызову императрицы. Сумароков умер в Москве, 59 лет от роду, и был похоронен в Донском монастыре.

    При всех слабостях и странностях, Сумароков имел доброе сердце и готов был последним поделиться с бедняком. Он никогда не упускал случая заступиться за гонимого, выразить резкий протест против поругания человеческого достоинства в крестьянине. Самомнение его было чрезвычайно велико: он называл Вольтера единственным, вместе с Метастазием, достойным своим совместником.

    Всего больше выделяются из литературного наследия Сумарокова драматические произведения, которыми Сумароков стяжал у современников славу "отца российского театра" и "северного Расина". Конечно, серьезно сравнивать Сумарокова с французским трагиком нельзя; он уступал ему и по силе таланта, и по оригинальности. Образцом для Сумарокова служили Расин и Вольтер. Его трагедии отличаются всеми внешними свойствами ложноклассической французской трагедии - ее условностью, отсутствием живого действия, односторонним изображением живого действия, односторонним изображением характеров и т.д. Сумароков не только перерабатывал, но прямо заимствовал из французских трагедий план, идеи, характер, даже целые сцены и монологи. Его Синавы и Труворы, Ростиславы и Мстиславы были лишь бледными копиями Ипполитов, Британников и Брутов французских трагедий. Современникам трагедии Сумарокова нравились идеализацией характеров и страстей, торжественностью монологов, внешними эффектами, яркой противоположностью между добродетельными и порочными лицами; они надолго утвердили ложноклассический репертуар на русской сцене. Будучи лишены национального и исторического колорита, трагедии Сумарокова имели воспитательное значение для публики в том отношении, что в уста действующих лиц влагались господствовавшие в то время в европейской литературе возвышенные идеи о чести, долге, любви к отечеству и изображения страстей облекались в облагороженную и утонченную форму.

    Комедии Сумарокова имели меньший успех, чем трагедии. И они, большей частью, переделки и подражания иноземным образцам; но в них гораздо больше сатирического элемента, обращенного к русской действительности. В этом отношении комедии Сумарокова, из которых лучшая - "Опекун", вместе с сатирами, баснями и некоторыми эклогами, представляют богатый материал для изучения духа эпохи и общества. Цель комедии Сумароков определил в одном из своих стихотворений; ее назначение - "издевкой править нрав; смешить и пользовать прямой ее устав". В его комедиях богатейший подбор "презрительных вещей", которые безобразили русскую жизнь и происходили или от невежества, или от ложно понятого, поверхностно усвоенного европейского образования. Не стесняясь в выражениях напал Сумароков и на темные стороны старого русского общества - на дворянскую спесь, ханжество, бездельничанье, самовластие помещиков, любовь к угодничеству и лести. Особенно же досталось от Сумарокова "крапивному семени", "хамову отродью", как он называл подъячих и судей: их он без пощады преследовал за лицеприятие, взяточничество, казнокрадство.

    Сам Сумароков много страдал от подъячих; еще в детстве ему пришлось однажды лично отвезти одному из них взятку в 50 руб., и он на всю жизнь не мог отделаться от впечатления этого визита. "Слово чернь, - говорит он в одном из своих филиппик против московской публики, - принадлежит низкому народу, а не слово подлый народ; ибо подлый народ суть каторжники и прочие презренные твари, а не ремесленники и земледельцы. У нас сие имя всем тем дается, которые не дворяне. Дворянин! Великая важность! Разумный священник и проповедник величества Божия, или кратко богослов, естествослов, астроном, ритор, живописец, скульптор, архитектор и проч. по сему глупому положению члены черни. О несносная дворянская гордость, достойная презрения! Истинная чернь суть невежды, хотя бы они и великие чины имели, богатство Крезово и влекли бы свой род от Зевса и Юноны, которых никогда не бывало". Большую часть своих комедий Сумароков написал в Москве, и нападки его на современные нравы относятся преимущественно к московской публике. По его выражению, невежеством в Москве "все улицы вымощены толщиной аршина на три". Для исправления своего Москва не одного, а "ста Мольеров требует", - писал он Екатерине.

    Во всяком случае, общественная и критическая мысль Сумарокова шла впереди поэтического чувства: в его поэзии гораздо более рассудочного элемента, чем истинного вдохновения. Лучшая из его песен - та, где нашло себе выражение опять-таки сатирическое чувство автора: "Хор к превратному свету". Оды Сумарокова напыщенны, вялы и лишены, в противоположность одам Ломоносова, исторического и общественного содержания.

    Но в баснях и эпиграммах живая, насмешливая, задорная натура Сумарокова сказалась вполне; не отличаясь высоким художественным достоинством, они любопытны по тем бесчисленным штрихам живой современности, которые рисуют эпоху ярче самых обстоятельных описаний. Новиков считал басни Сумарокова "сокровищем российского Парнаса". Забота о внешней форме и об аллегории стояла в них на последнем плане; мораль также отступала перед широким сатирическим содержанием, взятым из условий окружающей жизни.

    Крылов не только знал и изучал басни Сумарокова, но иногда заимствовал основные черты их сюжетов. Ябеды и крючкотворства Сумароков не мог не задеть даже в своих эклогах, посвященных "прекрасному российского народа женскому полу", где в духе Фонтенеля изображал перипетии сентиментальной любви на лоне природы, при участии Аврор и Диан, нимф и зефиров. К эклогам близки идиллии Сумарокова, в которых воспевается тоска любовников, изнывающих друг по другу. Те же мотивы и в песнях-романсах Сумарокова, которые он тщетно пытался подделать под народный лад. В тяжелые минуты душой Сумарокова овладевало религиозное чувство, и он искал утешения от скорбей в псалмах; он переложил псалтырь в стихи и писал духовные сочинения, но в них столь же мало поэзии, как и в его духовных одах. Его критические статьи и рассуждения в прозе имеют в настоящее время лишь историческое значение.

  • Павел Иванович Сумароков, писатель, сенатор и член российской академии
    Павел Иванович Сумароков (ум. в 1846) - писатель, сенатор и член российской академии. Его труды: "Черты Екатерины Великой" (Санкт-Петербург, 1819), "Прогулка за границу" (Санкт-Петербург, 1821), "Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г." (Москва, 1800), "Досуги крымского судьи" (Санкт-Петербург, 1803 - 1805), "Зеленый корсет" (ком., Санкт-Петербург, 1805), "Модник" (ком., Санкт-Петербург, 1806), "Марфа Посадница" (драма, Санкт-Петербург, 1807), "Некоторые рассуждения о А.П. Сумарокове и начале российского театра" (Санкт-Петербург, 1806), "Орлы и скворцы" (притча, Санкт-Петербург, 1806).
  • Сергей Павлович Сумароков, граф, генерал-адъютант, генерал от артиллерии

    Сергей Павлович Сумароков (1793-1875) - граф, генерал-адъютант, генерал от артиллерии, сын Павла Ивановича Сумарокова (ум. в 1846). На службу поступил в 1809 г. юнкером в гвардейскую артиллерию; принимал участие в войнах 1812 - 1814 гг., в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Во время польской войны 1831 г. командовал артиллерией гвардейского корпуса и под Жолтками успешно задерживал переправу неприятеля через Буг. Позже много трудился над усовершенствованием нашей артиллерии. В 1855 г. командовал западной армией, в 1856 г. - гвардейским и гренадерским корпусами; в том же году возведен в графское достоинство и назначен членом государственного совета. Был членом, затем председателем комитета о раненых.

    От брака с Александрой Павловной (ум. в 1847), маркизой Маруцци, имел дочь графиню Елену Сергеевну Сумарокову (1829-1901), которая была женой Феликса Николаевича Эльстона (1820/27-1877), получившего разрешение принять титул графа Сумарокова-Эльстон. Их сын граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856-1928) был, в свою очередь, женат на последней в роде князей Юсуповых - княжне Зинаиде Николаевне Юсуповой (1861-1939) и имел от нее сына - известного князя Феликса Феликсовича Юсупова (1887-1967), графа Сумарокова-Эльстон.




Фамилии
А Б В Г
Д Е Ж З
И К Л М
Н О П Р
С Т У Ф
Х Ц Ч Ш
Щ Э Ю Я
назад Главная  / Титулы  / Фамилии  / Генеалогия  / ГенАрабески вверх

© 2006-2012 The Past of Russia

Допускается использование материалов сайта при условии ссылки на источник информации.
Hosted by uCoz